Дизайне.ру - статьи о дизайне, композиции, колористике  

Эволюция предметного мира прошлого

Становление дизайна

Основы дизайнерского проектирования

Проектирование предметной среды

Проектирование предметной среды

Проектирование внешней среды

Здесь ситуация может быть далеко не одинаковой. Иногда дизайнер начинает работать, когда планировка уже утверждена, а его задача — проектирование отдельных элементов благоустройства среды (скажем, скамей, киосков, фонарей и т.п.). Могут быть предопределены также габариты предметов и материал.

В другом случае дизайнеру приходится самому решать пространство, когда он часто сталкивается с самыми различными проблемами. Представим себе проектирование детской площадки. Здесь все должно быть основано на особенностях детской психологии, на принципах воспитания. У каждой возрастной группы разные игры, свои вкусы и критерии оценки. Поэтому на помощь художнику приходят воспитатели, педагоги, психологи и врачи.

Но детская площадка вместе с тем — часть города. Ей отведено определенное место в парке, микрорайоне или жилом квартале. И тут свои проблемы: рядом проезжая часть улицы, и от нее нужно изолироваться, на площадке старые деревья — их обязательно нужно сберечь и т. п.

В распоряжении проектанта должен быть ситуационный план с размерами и пояснениями всего того, что на планируемом участке земли уже существует, с чем нужно считаться и чем пренебречь.

При разработке проекта оформления внешней среды приходится ориентироваться на определенный материал — бетон или дерево, керамику или пластмассу, а это во многом предопределяет форму.

Изучив все исходные данные, проектировщик отправляется в парк и воочию наблюдает за играми детей. На «натуре» он может лучше почувствовать реальные размеры всех этих горок, качалок и, главное, вжиться в конкретное пространство.

Большое значение имеет так называемое зеленое строительство. Сады и парки играют не только оздоровительную роль — они могут представлять некоторую эстетически освоенную среду. Существует термин «ландшафтная архитектура». Она во многом подобна каменной архитектуре, но располагает другим «строительным» материалом: газонами, кустарниками, деревьями. Можно сузить пространство, сделать его уютным, призывающим, побуждающим к движению — это будет аллея. Замкнутая деревьями или кустарником площадка будет вызывать уже другие эмоции. Так можно создать пространство как для торжественных мероприятий, парадов, так и для прогулок, уединения.

Растения сами по себе могут быть красивы, а их сочетания — создавать художественную форму. Мы знаем, как бывают изысканны цветочные клумбы, бордюры, зеленые ковры.

Композиционное искусство паркового «зеленого» строительства должно учитывать особенности имеющейся флоры: нужно знать породы деревьев, кустарника, условия их произрастания, совместимость видов, климатические возможности края, области для акклиматизации новых пород деревьев и т. п. Без учета естественных условий, без научной основы «зеленое» строительство не может быть успешным.

Проектирование внешней среды требует соответствующей технологии макетирования. Основой макета служит прочный фанерный подрамник, на который крепятся детали. Сама поверхность планшета должна условно передавать ощущение поверхности земли, участка. При этом пользуются самыми различными материалами: подкрашенными опилками, наждачной бумагой, кусочками губки, цветной бумагой и т. п.

Постройки выклеиваются из бумаги, картона, а иногда более дорогого материала—оргстекла. Возможно использование и других материалов.

на главную

©Все права сохранены. Dizayne.ru