Проектирование предметной среды

Проектирование промышленного интерьера

Гармонизация промышленной среды имеет свои особенности. В условиях производства, в цехе многое обусловлено чисто инженерными факторами: машины или другое оборудование могут быть изготовлены на разных производствах и в разное время; найти общность, гармоническую взаимосвязь их форм порой достаточно трудно или попросту невозможно. Здесь помогает учет некоторых особенностей психики человека. Дело в том, что мы воспринимаем окружающую нас среду избирательно. Что-то суммируется, объединяется в некоторую целостность и воспринимается как более или менее законченная композиция, что-то и вовсе не замечается, хотя и находится в том же пространстве.

Проектировщик, подобно режиссеру, организует процесс зрительного, психологического восприятия среды, связывая друг с другом одни предметы и изолируя другие, отводя им роль некоторого "наполнителя" пространства. В результате рождается так называемая композиционная тема.

Если в пространстве цеха выявить линию конвейера, например подчеркнуть ее цветом, выгодно осветить, то она выступает уже как некоторая целостность и привлекает к себе внимание, оттеснив на второй план все остальное (различное цеховое оборудование, транспорт и т.п.). На керамическом заводе ту же композиционную роль, что и конвейер, будет играть печь с входящими в нее толстыми трубами, подводящими воздух и газ. И здесь цветовое решение помогает зрительно объединить и вывести на первый план одно и снивелировать, нейтрализовать другое.

Роль главного, организующего начала часто отводится самой архитектурной оболочке: подчеркивая, акцентируя ритмический ряд опор или ферм, можно, как бы нейтрализовав размещенные в помещении станки и машины, добиться ощутимого изобразительного эффекта. Цех иногда получает композиционную слаженность за счет интересно сделанного потолка или системы освещения. Все это может привлечь внимание своей красивой формой или даже окраской и стать ведущей изобразительной темой. Такой композиционный прием дает возможность зрительно объединить разрозненное оборудование не только производственного, но и служебного, общественного интерьера.

Но существует и совсем иной источник эстетического переживания, когда мы воспринимаем сам смысл происходящего, когда нас волнует само содержание работы. Глядя на длиннейший прядильный цех со множеством связанных один с другим станков, механизмов, мы испытываем восхищение объединяющей все системой, даже если существо проводимых там операций неизвестно. Мы воспринимаем повторы форм машин, множественность нитей, идущих от одних бобин к другим, как закономерную эстетическую организацию среды. Эту особенность механизированного современного производства учитывают и всякий раз осмысливают. В этих случаях единство предметной среды строится не на формально-композиционной основе.