Основы дизайнерского проектирования / Основы колористики
Цветовые сочетания: контраст и ньюанс
Мы воспринимаем цвет, как правило, в сочетании с другими смежными цветами. В результате этого складывается общая, воспринимаемая человеком картина. "Цветовая гармония", "красивый колорит", "удачное цветосочетание" — выражения нам знакомые, и за ними кроется примерно одинаковое содержание.
Отношение цветов между собой могут быть контрастными, а могут быть и сближенными — нюансными. Гармонизировать нюансные цвета сравнительно легче, чем контрастные, но это не означает, что они всегда предпочтительнее.
Выбор цветов диктуется разными соображениями — безопасностью, легкостью распознавания и т.п. Дорожная машина, например, должна быть обязательно хорошо заметна издали. Передвигающийся по цеху кран или задняя часть колесной машины обычно отмечаются "зеброй" — красно-белыми, черно-желтыми, бело-черными полосами, привлекающими внимание. Применяющиеся в такой ситуации цвета называются сигнальными, они обостряют необходимую реакцию, сигнализируют о возможной опасности.
Контраст — это резко выраженная противоположность. Цветовой и яркостный контрасты широко применяются на практике, и в первую очередь для установления четкой видимости деталей машины и органов управления ими. Часто контраст в технике обусловлен безопасностью водителей, пешеходов, рабочих.
Дорожные знаки контрастны, чтобы водитель различал их на расстоянии.
Контрасты различают: по светлоте (светлый — темный); по цветовому тону (цвет и его дополнительные цвета); по насыщенности; по фактуре (матовый — блестящий); по ассоциациям (выступающие — отступающие, теплые — холодные, легкие — тяжелые, угнетающие — успокаивающие и т. п.).
Нюанс — это едва уловимый переход, оттенок в цвете, звуке, форме.
Задача нюансной согласованности цветовой среды требует для моноцветности композиции, использования принципов нюансной растяжки цвета и цветового вхождения.
Распространенным примером построения нюансно-согласованной цветовой среды является использование сближенных цветов, цветов одной группы.
Органичное сочетание цветов с целью их нюансной согласованности достигается при использовании цветов и их оптической смеси, что видно на примере колористического решения предлагаемой композиции.
В природе нюанс, в основном, служит средством маскировки, как для сохранения своей жизни, так и для охоты. Нюансные сочетания наиболее характерны для животных и растений средних широт, севера, непроходимых тропических джунглей и т. п. Там, где в меньшей степени наблюдается контраст света и тени, связанных с солнцем. Нюансные сочетания подчеркивают взаимосвязь всех элементов природы, объединяют все живые существа в единую гармоничную цветовую гамму.
Нюанс несет в себе едва заметный переход, оттенок, сглаживает монотонность и жесткость формы.
Важным фактором, влияющим на производственную среду, являются цветовые и световые нюансы.
В художественном конструировании малых форм (электробритв, транзисторов, авторучек, ювелирных изделий и т. п.) нюансировка создает высокие индивидуальные качества формы изделия. Нюанс — одно из самых тонких средств в палитре художника-конструктора.