Проектирование предметной среды

Индивидуальные технические разработки

А. Косилов. Мотороллер - www.Dizayne.ru Нет ничего увлекательнее для молодежи, чем создание машин или моделей. Сделать самому послушно выполняющий какое-нибудь действие механизм всегда заманчиво. Возможностей здесь много и простор для дизайнерской мысли велик.

Московскому школьнику Алеше Косилову пришла в голову мысль сконструировать свой, непохожий на другие мотороллер. За основу он взял детский самокат. Его площадка была использована для того, чтобы установить двигатель. Теперь нужно было найти конструкцию, чтобы смонтировать рулевую колонку и седло. Для этого была использована рама от старого велосипеда. Сварить эту раму с основанием сам автор, конечно, не смог, и в этом ему помог сварщик с соседней стройки. Пришлось преодолеть еще несколько технических трудностей — устроить передачу вращения на заднее колесо и несколько изменить велосипедный руль.

В конце концов мотороллер был сделан. У него были свои преимущества: небольшая длина, благодаря которой он занимал мало места и помещался в лоджии, маленькие колеса, которые сообщали машине хорошую проходимость. То, что седло было совсем близко от земли, вызывало совершенно неповторимый эффект — ощущение устойчивости и одновременно быстроты передвижения. Разумная схема, ясная убедительная компоновка были результатом чисто логических действий автора и в итоге создали эффект целостности и вместе с тем и убедительности. Это пример, когда машина вместе со своей очевидной технической осмысленностью приобрела и совершенно новые эстетические качества. В ежемесячном популярном научно-техническом журнале "Техник и моделист", "Моделист-конструктор", "Сделай сам" из номера в номер публиковались примеры технической самодеятельности: изделия, частью еще только спроектированные, частью уже осуществленные. Эстетические задачи здесь, по-видимому, не ставились, между тем как стоило внести совсем немного поправок, и самодельные устройства стали бы много органичнее и красивее.

На страницах журнала мастер спорта Г. Малиновский представил миниатюрный буер "Снежинка", собраный из простейших материалов — сосновой доски и фанеры. Основа всей конструкции — платформа резко сужается к носу, и ее клиновидная форма подчеркивает направление движения. Но поперечина, к которой прикреплены коньки, не участвует в этой направленности, а, наоборот, зрительно тормозит движение. Кроме того, ее прямоугольная форма создает ложное впечатление, что она соединена с платформой шарнирно и может поворачиваться вокруг оси, а не прикреплена наглухо.

Если уширить поперечину в месте скрещения этих двух деталей, то само крепление будет надежнее (а в этом месте самые большие усилия и поэтому самая большая вероятность излома). Если округлить внешние углы, то поперечина получит крыловидную форму, естественную для движущегося тела и поэтому выразительную. Как мы видим, даже то немногое, что несложно выполнить, существенно влияет на облик этого маленького буера.

Г. Овчинников. Велокатамаран - www.Dizayne.ru

Другой, более сложный пример — велокатамаран или водяной велосипед "Малек", который предложил инженер Г. Овчинников. Длина его около трех метров; он устойчив, удобен для рыбной ловли и охоты, хорошо проходит сквозь заросли камыша. Небольшие размеры позволяют перевозить его на багажнике легкового автомобиля.

При общей слаженности катамарана неприятно обилие подробностей и отсутствие какого-либо единства. Бросается в глаза разнородность крепежных элементов — поперечин из уголка, трубок, из которых сделан каркас сиденья. Инородным телом выглядит сиденье: оно как будто бы не является неотъемлемой частью водяного велосипеда, а принадлежит обстановке жилой комнаты.

Для этого катамарана, как для всякой незначительной вещи, выгоднее меньшее количество форм. Если это возможно осуществить, то катамаран становится масштабней. Поэтому имеет смысл обойтись каким-нибудь одним конструктивным элементом. В нашем случае это уголок. При помощи его можно не только скреплять поплавки, но и создать конструктивную основу сиденья, этот же уголок может служить основой для крепления педалей.. К тому же соединение уголков не требует переходных элементов, как это нужно для сочленения труб (крепление тоже лишняя подробность, т. е. невыгодна ни в эстетическом, ни в техническом отношении).

Случайное расположение поперечин следует упорядочить. Для этого имеет смысл сделать между ними одинаковые интервалы. Тогда разрозненные крепежные элементы превратятся в каркас и вместе с конструкцией сиденья будут восприниматься как цельная система.

Разбор технических предложений журнала — целая самостоятельная тема, и мы могли познакомить читателя лишь с двумя характерными примерами.