Основы дизайнерского проектирования / Композиция

Объемно-пространственная структура (ОПС)

Вважной категорией композиции является объёмно-пространственная структура изделия. Любая форма так или иначе взаимодействует с пространством, то просто и ясно, то сложно и неопределенно. Значит, как бы ни была построена форма, двумя основными компонентами ее структуры служат объем и пространство. Конечно, само понятие "объемно-пространственная структура" только условно применимо ко всякой форме. Гладко обкатанный морем камень — это форма, но пространственно, строго говоря, не структура; пчелиные соты — наиболее характерный пример закономерно построенной объемно-пространственной структуры, а в прозрачной сетке, сотканной пауком, материала уже так мало, что об объемно-пространственной структуре опять-таки можно говорить лишь условно. По признаку объемно-пространственного строения промышленные изделия можно условно подразделить на три большие группы:

- относительно просто организованные моноблочные структуры со скрытым механизмом, размещенным в корпусе;

- открытые технические структуры действующих механизмов или несущих конструкций;

- объемно-пространственные структуры, сочетающие в себе элементы первой и второй групп.

Нас окружает огромное разнообразие технических форм по их объемно-пространственным признакам - от самых тонких, ажурных конструкций до предельно плотных, словно "сбитых" форм — таково разнообразие отношений объема и пространства как в природе, так и в технике.

Воплощения разрабатываемую конструкции в материале, зачастую не учитывают "нематериальный" компонент — пространство. Психологически это вполне можно понять, однако для создания эстетически полноценного промышленного изделия совершенно необходимо иметь в виду характер взаимодействия пространства с объемом. Ведь независимо от своего желания конструктор организует не только материально ощутимую субстанцию, но и пространство, входящее с нею в контакт. Успех работы над композицией в значительной мере зависит от того, принимается ли роль пространства как равноправного с объемом элемента композиции и умения организовать его. Необходимо выработать в себе это особое видение формы, когда пространство начинает читаться как ее полноправный компонент.

Немалое значение при рассмотрении любой формы в пространстве имеют и точки или преимущественные позиции, с которых изделие воспринимается человеком. Ведь отношения объема и пространства весьма различно воздействуют на нас в зависимости от ракурсов восприятия объемно-пространственной структуры, ее абсолютных размеров, отношения компонентов объем-пространство к человеку.

Шар, куб, пирамида, цилиндр наиболее просто взаимодействуют с пространством. По видимой нами части и в любом ракурсе мы хорошо представляем себе форму в целом. Пространственные комбинации простых объемов при относительно небольшом их количестве и ясных взаимоотношениях также зрительно легко расшифровываются. Однако при нарастании количества элементов, усложнении связей между ними усложняется и ОПС, и только лежащая в основе ее закономерность связей и отношений всех элементов (принцип строения ОПС) позволяет нам судить об организации сложной, многоэлементной формы.

Анализ показывает, что легкость восприятия любого конструируемого объекта во многом зависит именно от того, насколько закономерно развивается его композиция. Если, обращаясь к форме изделия, мы можем как бы довообразить, условно достроить все то, чего не видим, то это один из важных признаков хорошо организованной ОПС. Ведь гармоничная форма, сколь бы сложной она ни была, является не случайным сочетанием объемов, но, как правило, развивается по определенному принципу.

Если мы имеем дело с формой, при восприятии которой не можем, понять принцип ее строения, уловить закономерности ее развития в пространстве,— это первый сигнал об отсутствии гармонии. Но когда в основу формы положено ясно выраженное закономерное начало, воздействие ее резко отличается от впечатления, производимого формой хаотичной, неорганизованной. Чем сложнее объёмно-пространственная структура промышленного изделия, тем большее значение для достижения гармонии приобретает последовательное развитие принципа, положенного в основу ее строения.

Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными ее элементами. Работающая конструкция почти не бывает абсолютно хаотичной—это редкое явление в технике. Чаще можно столкнуться со скрытой неупорядоченностью, которая все-таки неизбежно вызывает негативную реакцию восприятия.

Не меньшее значение, чем организованность, упорядоченность ОПС, имеют закономерности, связанные с двумя другими ее свойствами,— определенностью или неопределенностью. Оба эти свойства проявляются в технике весьма разнообразно. Во многих случаях именно неопределенность в решении формы вызывает неприятные последствия. Так, когда в ряду повторяющихся одинаковых элементов неожиданно изменяется хотя бы один из них или величина интервала между ними, причем такое изменение почти незаметно, мы всегда воспринимаем это как визуальную деформацию всего ряда. С другой стороны, для улучшения восприятия формы бывает необходимо несколько приподнять даже ровную поверхность, задать ей некоторую напряженность—в этом случае форма приобретает композиционную "полноту".

В организации объемно-пространственной структуры существует предел сложности, за которым даже закономерное может восприниматься как неупорядоченное. Значит ли это, что, работая над такими объектами, проектировщик не в состоянии добиться гармонии и не должен ставить перед собой, этой цели? Главным организующим такую структуру началом должна явиться композиционная группировка ее элементов в некие общности. Речь идет о придании таким группам общностей композиционных в пределах целостного организма. Этого во многих случаях можно достичь при помощи не слишком существенных передвижек отдельных элементов, например путем их пространственной группировки. В совокупности такие, казалось бы, небольшие коррективы могут значительно улучшить общую организацию ОПС.

Еще одной важной закономерностью объемно-пространственной структуры выступает единство ее строя, необходимость считаться с его общим характером, поддерживать и развивать строй главных элементов структуры в строе ее малых, частных элементов. Нарушение этой закономерности приводит к появлению чужеродных частей структуры, которые не желают уживаться с остальными.

Композиционная роль пространственных связей может ослабевать или усиливаться в зависимости от ряда условий, из которых главные — соотношения проема или проемов и окружающего их массива, т. е. относительная величина "окна"; глубина такого проема; абсолютные размеры всего объекта, а также ракурсы, под которыми он обычно воспринимается. К второстепенным условиям следует отнести характер поверхности, цвет и особенности материала, окружающего проем, фон за проемом. Таким образом, характер пространственных связей многообразен, и в ходе композиционного поиска следует учитывать индивидуальные особенности формы. Новая объемно-пространственная структура — это всякий раз новый характер отношений объем — пространство.