Основы дизайнерского проектирования / Композиция

Контраст

Резко выраженная контрастность усиливает различные формы - www.Dizayne.ru Контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный — короткий, толстый — тонкий, крупный — мелкий. Контраст — противопоставление, борьба разных начал в композиции — всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте,— в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы проектантом.

В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств композиции. Если взять любую композицию, в которой имеет место соподчинение частей и выявление главного, то в подавляющем большинстве случаев главное будет контрастнее по отношению к окружающим элементам.

Путем контраста можно усилить выразительность изделия. Это достигается путем применения разных материалов (например, в телевизоре — экран из стекла, коробка из дерева, ручки регуляторов и решетки из пластмассы, окантовка — металлическая), и за счет обработки поверхности материала — полированная поверхность металла или грубошероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной.

Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим.

Показательным примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы определить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом такие композиции представляют пример конструктивного и комбинаторного соединения. Такие упражнения имеют особое значение и являют собой необходимую принадлежность основ композиции.

Когда геометрические элементы сопрягаясь друг с другом, образуют нечто целое, гармоничное, и это целое представляет собой определенную связную композицию, то этим самым в какой-то мере решается проблема комбинаторных построений. Общность всех участвующих элементов говорит о том, что сочетание этих элементов создает явление, которое мы называем композицией, конструкцией.

Связь элементов условной композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. Подчинение детали сложной композиционно развитой формы также может иметь свой центр, но по силе выразительности он должен быть менее значительным, чем центр общий. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций.

Рассмотрим несколько вариантов условных композиционных схем, выполненных графическим приемом на плоскости из геометрических фигур, при помощи которых организуется взаимодействие мотивов, определяющих центр композиции (см. рис.).

С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Контраст — одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур — сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь — вертикали, светлое — темному, шероховатое — гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное — спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст—значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика— развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство. В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения "искусственного" контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Использование контраста в технике связано еще и с необходимостью создания оптимальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрезмерно резкие контрасты будут способствовать преждевременному утомлению, а полное отсутствие контраста — создавать монотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие категории, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.

Во множестве областей дизайна контраст в композиции проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изделия.

Контраст сложной и простой структур в отличие от контраста цветотонового связан с сильным и глубоким насыщением формы светом и тенью. Поэтому он должен использоваться особенно точно и целенаправленно. Если ошибка в силе тона не может вызвать серьезной утраты целостности, то неверно используемый контраст структур способен непоправимо нарушить гармонию формы.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности — его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста. Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине — малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.