Становление дизайна / Коммерческий дизайн. Фирменный стиль

Особенности дизайнерской деятельности в Европе в XX веке

Наиболее близок к общехудожественным источникам дизайн Италии. Очень показателен в этом плане популярный журнал "Домус" — страстный проповедник союза живописи, дизайна, скульптуры и архитектуры. Каждая страница этого журнала несет в себе ощущение нераздельности всех этих жанров. Нужно оговориться, что большинство привлекательных вещей, представленных в журнале,— от проектов химических заводов до последних моделей мебели и компьютеров,— экспериментального плана. Это еще не массовая продукция, а некоторый эстетический эталон.

Ведущие дизайнеры Италии также связаны с другими видами изобразительных искусств. Бонетто в прошлом музыкант, и следы этой профессии не могли не сказаться на удивительной гармонии его произведений. Соттсас, архитектор по образованию, делит свое время на занятия дизайном и декоративной керамикой. Беллини, один из ведущих дизайнеров фирмы "Оливетти", поглощен проблемами "теории формы" и даже "поэтики формы". Проблемы художественной формы в связи с новыми материалами — предмет интереснейшего исследования Занузо, автора завоевавших всемирное признание телевизоров и радиоприемников.

Формообразование для этих ведущих дизайнеров не отвлеченное эстетическое понятие, оно связано с самым широким кругом проблем современности. Их работы могут служить образцом безукоризненного вкуса и артистизма.

В Англии, которая меньше пострадала от экономического кризиса, коммерческий дизайн также получил почву для развития. Одновременно интерес к дизайну проявляют искусствоведческие круги. Под лозунгом "соответствия с назначением" проходила деятельность английской Ассоциации дизайна и индустрии, организованной в 1915 г. В 1934 г. появилась книга "Искусство и промышленность" Герберта Рида (1893—1968), закрепившая примат искусства: "В границах функциональной целесообразности фабрика должна приспосабливаться к художнику, а не художник к фабрике". Николаус Певзнер (1888-1972) опубликовал в 1936 г. книгу, ставшую позднее классической, под названием "Пионеры современного движения. От Уильяма Морриса до Вальтера Гропиуса" (в США издание называлось "Пионеры современного дизайна"). Были публикации Дж. Глоага и др.

Еще во время второй мировой войны в Англии, в связи с наплывом американского товара на европейские рынки сбыта, возникла настоятельная необходимость повышать конкурентоспособность отечественных изделий и развития в этой связи дизайна. В 1944 г. была создана организация "Британский Совет по технической эстетике".

К 1958 г. более тысячи шестисот американских фирм имели офисы в Европе. Их успешную деятельность во многом обеспечивали дизайнеры. Клиентами американских дизайнеров были также фирмы практически на всех континентах. Поэтому в Европе перенимается американский опыт.

Благодаря настойчивости Маргарет Тэтчер в 80-е годы была разработана программа развития дизайна. Весной 1997 г. премьер-министр Т. Блэр полностью поддержал проект "изделия нового тысячелетия", разработанный Британским советом по дизайну. Были одобрены программы финансирования (10 млрд. фунтов стерлингов в год на дизайн в промышленности). Наибольший объем инвестиций был предусмотрен в авиакосмической и автомобильной промышленностях.