Становление дизайна / Конструктивизм в техническом творчестве

Достижения промышленного дизайна Советского Союза в первой половине XX в.

Я. Мамин. Трактор. 1920 г. - www.Dizayne.ru В 1920 году был создан первый русский трактор инженера Я. Мамина. Конструкция его была предельно проста, управление отличалось исключительной легкостью, любой малограмотный крестьянин мог им овладеть.

В 1924 г. был создан первый в мире тепловоз инженером Я. Гаккелем. Накрытый внешним "кожухом", он внешне значительно отличался от паровоза, обладая более обтекаемыми формами, послужил прообразом будущих локомотивов и автобусов. Кабина машиниста была более тепло- и шумозащищенной, с лучшим обзором, чем на паравозе. Позднее, в тридцатых годах, технический уровень железнодорожной отрасли был сравнительно высоким, проектировались новые типв паровозов, тепловозов, электровозов.

В 30-е годы в Советском Союзе резко разошлись пути проектирования промышленной продукции и искусства. Выпускники ВХУТЕИНа, уже расформированного, находили работу только в мебельной промышленности. Можно говорить об инженерном проектировании с элементами дизайнерского подхода, что было наиболее характерно для транспортного машиностроения: паровозы, самолеты.

Уникальным объектом комплексного архитектурно-дизайнерского проектирования стал Московский метрополитен, с самого начала задуманного как единый архитектурно-транспортный комплекс. Лозунгом всех работавших над проектом стало: "Максимум безопасности движения! Максимум удобства для пассажиров! Максимум красоты!..". Во второй половине тридцатых годов изменилась конструкция вагонов наземного электротранспорта, по примеру вагонов метро были введены автоматические двери, мягкие сиденья и т.п.

В тридцатые годы – время всемирной поэтизации воздушных кораблей и скоростей – идеи обтекаемости стали проникать в транспортную технику. Это отразилось в новом облике автомобилей, троллейбусов, паровозов. Это проявилось в выпущенном в середине 30-х годов мощном локомотиве "ИС", например. Мягкие, плавные формы улучшили аэродинамические качества машин, позволили увеличить скорость.

В. Самойлов.Легковой автомобиль Победа. 1943 г. - www.Dizayne.ru Моделям автомобилей тридцатых годов были характерны обтекаемая каплевидная форма, крылья, поглощенные корпусом, исчезли подножки. Таким был автомобиль "Победа", проект которого был отработан художником В. Самойловым в 1943 г.

Дизайнерское движение рождалось разрозненно и стихийно. Условий для создания обобщенной научной теории не было, а отсутствие теории не позволяло организовать работу дизайнеров. В тридцатые годы конструирование развивалось лишь благодаря энтузиазму отдельных архитекторов, художников, инженеров.

В послевоенные годы дизайн начал внедряться в проектирование предметной среды. В феврале 1945 г. были вновь открыты художественно-промышленные училища в Москве (на базе б. Строгановского) и в Ленинграде (б. Штиглица). Через десять лет эти учебные заведения, став уже высшими, начали подготовку художников-конструкторов, благодаря настойчивости профессоров И. А. Вакса, 3. Н. Быкова, А. Е. Короткевича и других.

В декабре 1945 г. при Наркомате транспортного машиностроения было создано Архитектурно-художественное бюро (АХБ). Бюро вело работы по отделке пассажирских вагонов, в области судостроения, разрабатывалась методика сотрудничества художников-архитекторов и конструкторов. Позже подобные организации были внедрены в других отраслях промышленности и народного хозяйства.