Эволюция предметного мира прошлого / Эклектика и историзм

Особенности эклектики. "Стиль Макарта"

Суть эклетизма проявилась в том, что вместо использоваться возможностей новых материалов (железо, стекло и др.), специалисты, опираясь на соответствующую теорию, подбирали в качестве исходного момента определенный стиль и пытались привязать к нему оборвавшуюся нить органического развития. Эти представления послужили причиной того, что практика, промышленность снова обращается к старым стилевым формам; начинается очередной, почти полувековой цикл беспринципного подражания историческим стилям. Неорококо в какой-то мере все еще было связано с живыми образцами, хорошими традициями, однако на следующем этапе эклектика уже совершенно лишена связей с традициями. Главной особенностью, а одновременно и недостатком эклектики было то, что она оперировала исключительно средствами оформительского, "прикладного" характера; это был лишенный жизни мир рассчитанных на внешний эффект "рисованных" форм. К тому же мастера-эклектики полагали, что они могли "рисовать" более красивые и полноценные готические, ренессансные или барочные формы, чем те, что были сотворены в свое время оригинальными стилями. Они считали, что путем основательного, скрупулезного изучения и сбора "формальных элементов" можно создать "чистый стиль", а то и некий "сверхстиль".

Чрезмерное увлечение "художественными формами" неизбежно вело к искаженному пониманию сущности конструкции, технической формы. Мастеров, работавших в манере эклектике прежде всего занимала внешняя оболочка, "форма" вещи, а не конструкция, потому использовалися декоративные элементы любого стиля, тогда как известно, что сущность того или иного стиля составляют не детали декоративного убранства, а характер построения, пропорции и соотношения основных форм. В целом эклектизм был сложным явлением, трудно обозримым и во времени и по странам.

Высшей точкой вырождения эклектического искусства был "стиль Макарта". Это наименование получила пустая, рассчитанная на внешний эффект, отмеченная печатью безвкусицы мода конца прошлого века. Ганс Макарт (1840-1884) — австрийский художник и законодатель мод; диковинный, романтический интерьер его мастерской нашел немало подражателей в среде венской буржуазии. Аксессуарами жилища "в духе художественной мастерской" были: помост, тронное кресло, мольберт с драпировкой, бумажные пальмы, искусственные цветы (т. н. "букеты Макарта"), всевозможные украшения, тяжелые плюшевые занавеси, вносившие в помещение настроение "романтического полумрака", массивные, покрытые обильной резьбой предметы мебели в псевдоренессансном, восточном и других стилях, музыкальные инструменты, старинное оружие, латы и пр.

Одной из особенностей эклектического направления является беспринципное "прикладывание" старых стилевых форм к новым по функции, материалам или конструкции предметам. Например - чугунное кресло с декоративным убранством в духе необарокко; короткая ванна, решенная в виде канапе с классицизирующими формами.

Эклектика - смешение стилей - www.Dizayne.ru

Эклектика - смешение стилей. Украшения в виде металлических узоров носили оформительско-прикладной характер.