Эволюция предметного мира прошлого / Барокко и рококо

Итальянский предметный мир стиля барокко

В Италии барочные формы пышно расцвели в роскошных, помпезных интерьерах дворцов богатых аристократических и банкирских семей из Генуи, Болоньи, Рима. Великолепное убранство покоев составляли изящные по линиям кровати с балдахинами, шкафы, обработанные красочными инкрустациями, динамичные по формам стулья, кресла, диваны, а также красивые камины, гобелены и большие, опускающиеся до самого пола зеркала.

В XVII столетии итальянское мебельное искусство претерпевает существенные изменения. Усиливается пластичность резных элементов. Формы мебели — как и на севере — получают подчеркнуто столярный характер, со строганными рамками, глубокими профилями. Сундуки и креденцы вытесняются шкафами.

В Верхней Италии распространилась мебель, покрытая яркими росписями и лаками (Венеция), а иногда, для придания изделию большей живописности, вводят в декор позолоту и инкрустацию зеркальными пластинками. Предметы мебели для сидения часто сплошь обиваются дорогими тканями и обильно украшаются бахромой. В конце века в Венеции входит в моду мебель с пластичными формами, в отдельных случаях отделанная золочеными или чеканными серебряными накладками. Производство этой разновидности роскошной мебели достигает расцвета во Франции эпохи Людовика XIV. Она дала начало тому подчеркнуто декоративному, построенному на широком применении интарсии и пластично прочеканенной бронзы направлению художественной мебели, виднейшим представителем которого был знаменитый мебельный мастер А. Ш. Буль.

В формах итальянской барочной мебели на ранних этапах есть некоторая неуклюжесть, тяжеловатость. Мебель для сидения энергично рубленая и часто обивается тканями. Кровать венчается балдахином. Кассоне, в тех случаях, когда они еще не вытеснены комодами, имеют выпуклые стенки, и даже крышки их сплошь покрываются фигурно-орнаментальным декором. Кабинеты и секретеры получают изысканную отделку. Мебель для сидения отличается скорее богатством декоративных решений, нежели разнообразием типов. В отдельных случаях под обильным резным декором спинок и ножек легко распознается форма простого по конструкции ренессансного дощатого стула. И вообще, богатый фигурно-орнаментальный декор является неотъемлемой частью всех стульев и кресел, от более простых по конструкции до сложных. Динамичен по линиям и появляющийся в это время диван.

По мере развития стиля осваиваются новые отделочные материалы: кость, черепаха, перламутр, фарфор и т. д., особенно широко используемые при оформлении роскошных рам для картин и зеркал. Столешницы и лицевые поверхности шкафов, комодов украшаются нарядными маркетри и каменной мозаикой.