Эволюция предметного мира прошлого / Барокко и рококо

Эпоха промышленного производства

Токарный станок. А. Нартов. Россия. Начало XVIII века. - www.Dizayne.ru С наступлением эпохи промышленного производства, обусловившего собой разделение труда, интенсивно развивается мануфактурное производство. Интерес к конструированию, производству машин делается все более серьезным и стабильным. Но отделившаяся от искусства техника идет своим путем, и поэтому формы машин и механизмов продолжают оставаться утилитарными: в производственных мастерских украшениями интересовались мало.

Но вот в конце XVII и начале XVIII века неожиданно входит в моду токарное дело. Вельможи начинают щеголять вытачиванием разных безделушек из кости, дерева и даже металла, соревнуясь в этом искусстве друг с другом. Станки аристократов отличались обилием всевозможных украшений. Декоративный убор в виде орнаментов и различных архитектурных деталей почти полностью маскировал конструкцию, рабочую сущность машины; украшался даже резец. Станок превращался при этом в некоторое подобие огромной игрушки.

В России этот период был временем коренной ломки быта, эпохой исторических реформ Петра. Стремительно растет промышленность, открываются новые заводы, рудники, строятся верфи. Для развития научных знаний учреждается Академия наук.

Среди многих талантливых деятелей Петровской эпохи особая роль принадлежала механику Нартову. Он прославился своими работами в области приборостроения, инструментального, монетного, медальерного и пушечного дела. Но главное в его деятельности — коренное усовершенствование токарных станков. Все сделанное Нартовым подчинено стилю времени, но в то же самое время очень логично и осмысленно.

Нартов сконструировал известные токарные и копировальные станки, чрезвычайно прогрессивные для своего времени, хранящиеся ныне в Ленинграде в Эрмитаже, явно отмечены характерными чертами архитектуры так называемого петровского барокко. Некоторые станки представляют собой целое архитектурное сооружение, за которым иногда приходится только угадывать его механическую часть.

Конечно, для той эпохи подобное явление было в какой-то степени закономерным, так как эти машины и станки не только выполняли производственные функции, но и являлись предметами обстановки богатого жилого дома или ремесленной мастерской. Многие вельможи и даже коронованные особы увлекались в то время токарным искусством.

В середине XVIII века начиналется так называемая промышленная революция. Одни изобретения следовали за другими: паровая машина, самолетный челнок для ткацкого станка, прядильная машина и многие, многие другие. Все это становилось реальностью мира техники, но очень отдаленно коснулось художественной культуры времени.