Эволюция предметного мира прошлого / Эпоха Возрождения в Италии

Часы в эпоху Ренессанса

С развитием сельского хозяйства, ремесел, науки ориентация во времени стала первейшей и насущной необходимостью. Воткнутая в землю палка, отбрасывавшая тень, подсказала мысль об измерении времени — идея уже созрела. Солнечные часы пережили столетия: на фасадах многих ратуш эпохи Ренессанса можно увидеть уникальные по красоте солнечные часы. Они, конечно, совершенствовались и функционально, хотя принцип их работы оставался прежним.

Кроме солнечных часов, люди пользовались и водяными часами: время измерялось количеством воды, вытекавшей через отверстие сосуда. Еще древние греки усовершенствовали водяные часы, снабдив их регулирующими механизмами и даже циферблатом со стрелкой. Правда, водяные часы никогда не показывали точного времени. В начале нашей эры они приводились в действие от водяного колеса. С. Лилли называет самую раннюю достоверную дату появления в обиходе шпиндельных механических часов — 40-е годы XIV в.

Превратившись в предмет личного потребления, часы приобрели необычайно изысканную форму. Однако из-за ограниченных возможностей самого принципа осуществления функции именно форма в конце концов начинала повторяться, возникал стереотип. Условно говоря, наступил момент, когда резервы совершенствования и способа осуществления функции, и формы были исчерпаны. К тому же потребовалась гораздо большая точность измерения времени.

В конечном счете, это привело к появлению принципиально нового механизма. Так родились пружинные часы, изобретенные в XV в. и широко распространившиеся в XVI-XVII вв. В 1500 г. Петром Геле были созданы карманные часы. Человек получил точный портативный прибор измерения времени. Эти часы приводились в движение пружинным механизмом, который совершенствовался в течение столетий.

Многие великолепные мастера часовых дел создавали удивительно интересные композиции, отражавшие мировоззрение современников, стиль своей эпохи. Здесь и готические аркбутаны, и характерные переходы от нижних ярусов к структурно усложняющемуся верху, и замысловатые венчания шпилей. Таков богатейший декор, не имеющий к часам как механизму, в сущности, никакого отношения: часы всего лишь повод для пышной композиции. Но, конечно, не всегда форма часов развивалась в отрыве от их механизма.

Шло время, и приверженность готическому стилю уступала место более свободным композициям. Все чаще в них включались сюжеты из мифологии, фигуры людей и животных. В эпоху Ренессанса скульптура становится почти обязательным атрибутом композиции часов, однако сами часы служат главным элементом большею частью строго симметричной композиции. Роскошный корпус, усыпанный драгоценными камнями и украшенный тончайшим ювелирным орнаментом,— таковы часы-драгоценность, принадлежавшие аристократу.

Сколько различных идей, оригинальных находок, конструктивных откровений, художественных трактовок! Социальный заказ диктовал подход мастера к форме. Но как бы ни были декоративно насыщены композиции часов эпохи Ренессанса, форма их обычно не утрачивает связи с самим прибором — часы оставались главным элементом таких композиций.