Эволюция предметного мира прошлого / Средние века

Романский стиль

В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были построены церковь и дворец, символизирующие зарождение романского стиля. Широкое распространился он в начале II тысячелетия и господствовал в Европе почти 400 лет. Название он получил в XIX веке благодаря его римским элементам, однако черпал из нескольких источников: из античных и ранних христианских форм, из восточных, и в первую очередь византийских, элементов, а также из искусства варварских народов (германских и северных). В результате этих многочисленных влияний в X веке в различных частях Европы независимо друг от друга возник первый всеобъемлющий интернациональный стиль, отличавшийся в различных странах большим своеобразием. В южных провинциях Франции на базе прекрасных памятников римской культуры возник сначала романский стиль. В Англии он распространился в X веке, англичане называли его англосаксонским искусством, а после нормандского завоевания (1066 год) — нормандским стилем, он процветал до конца XII столетия. В Норвегии сохранились древние деревянные церкви, украшенные скульптурными изображениями драконов, корабли викингов, богатая резьба по дереву, дверные косяки и мебель со сложным орнаментом северного стиля.

Знатные господа и рыцари жили в крепостях. Центрами новой культуры становились церкви и монастыри, в монастырских мастерских создавались выдающиеся произведения нового стиля. Первостепенной задачей искусства этого времени было исключительно культовое назначение, однако к началу Ренессанса искусство обратилось к будничным человеческим потребностям.

Основным признаком романской архитектуры является обороноспособность, для нее характерны тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, независимо от того, идет ли речь о церквах, монастырях или крепостях. Из базилики периода раннего христианства возник романский тип церкви со сводчатыми перекрытиями и маленькими полукруглыми отверстиями; внутреннее помещение оставалось без украшений. Со временем влияние римских традиций становится слабее, а архитектурные членения — колонны, капители, карнизы — приобретают иные пропорции.

В средневековом натуральном хозяйстве предметы домашнего обихода изготавливались в рамках этого хозяйства. Труд ремесленников или художников был мало востребован, их нанимали только богатые епископаты и аристократические дворы, маленькие церкви и монастыри должны были довольствоваться крестьянской работой. Привлекались и бродячие художники на время выполнения определенного задания. Искусство не свободно, произведения создавались по строгим канонам.

Толчком для развития экономической и культурной жизни послужили крестовые походы. Под защитой крепостей и церквей возникали города, появился класс городской буржуазии, ставшей значительной экономической и духовной силой наряду с духовенством и дворянством. В искусстве тоже ощущаются изменения.